Атропология. Нанайцы – «Люди этой земли» : Молодой Дальневосточник
Спецпроекты

Атропология. Нанайцы – «Люди этой земли»

«Земля» и «человек» — эти два слова на нанайском языке образуют самоназвание одного из народов Дальнего Востока – нанайцев. В многомиллионной и многонациональной России 11 тысяч рыбаков и охотников теряются, как капля в море. Сами нанайцы считают себя потомками и наследниками чжурчжэней. От отца к сыну передаются сказания о великой нанайское столице, которая была некогда на месте нынешнего Хабаровска.

Для среднестатистического жителя России нанайцы — величина практически неизвестная. Разве что кто-то вспомнит выражение «борьба нанайских мальчиков». Дальневосточники знают об этом народе чуть больше, но тоже лишь весьма общие сведения. Мол, живут такие где-то на Амуре, рыбу ловят. Любители палеонтологии и антропологии вспомнят, что на территории Нанайского района находятся петроглифы – древнейшие рисунки на камнях. Для людей, сведущих в истории Великой Отечественно войны, знакомо имя Максима Пассара – нанайского снайпера, уничтожившего 237 немецких солдат и офицеров (на счету легендарного Василия Зайцева – 225). Даже известный в советское время певец Кола Бельды у многих давным-давно ассоциируется с чукчами. А Бельды (или по-русски «княжьи люди») — это самая распространенная родовая фамилия среди нанайцев.

Максим Пассар
Кола Бельды

О предках современных нанайцев русские узнали еще во времена Хабарова. Более близко пионеры-первопроходцы познакомились с этим народом в середине позапрошлого века. Для переселенцев на Дальний Восток местные коренные народы стали, чем-то вроде индейцев для колонистов в Северной Америке. Своего «Дня благодарения» у потомков русских пилигримов нет. Хотя первые поселения выходцы из западной части Российской империи ставили возле нанайских деревень. Нанайцы делились с пришельцами знаниями об окружающей местности, помогали с охотой и рыбалкой. Обмен информацией был взаимным. До прихода «белых людей» многие обитатели низовий Амура не знали даже летоисчисления, а возраст друг друга определяли по самому известному соплеменнику.

Несмотря на отсутствие хронологии, дикарями нанайцы не были и в своем развитии ушли далеко вперед по сравнению с некоторыми племенами Амазонии или островов Тихого океана.  Не исключено, что многое нанайцы переняли у племен, живших под рукой чжурчжэнского государства. Вообще история нанайцев с точки зрения науки – сплошное белое пятно. К тому моменту, когда Приамурье вошло в состав Российской империи, нанайцы уже начинали жить не родами, а общинами. «Люди этой земли» отлично освоили рыболовство, которое до сих пор является главным народным промыслом. Местные жители использовали огромное количество орудий и приспособлений для лови рыбы. Не редко инструменты были не универсальными, а узкоспециализироваными. Российские переселенцы, которые уже знали электричество, паровые машины и прочие блага цивилизации, не гнушались перенимать у аборигенов инструменты и методы рыбного лова.

Река и рыба, это вещи, вокруг которых до сих пор вращается жизнь практически любого нанайца. Одним из самых известных атрибутов нанайской культуры является одежда из рыбьей кожи. Сейчас её можно найти лишь в музеях, но когда-то штаны и куртка из кожи сома и лосося были такой же обыденностью как джинсы в наши дни.

На пошив праздничной одежды шел сазан. Белая кожа со своеобразным узором от чешуи как нельзя лучше подходила, к примеру, для свадебного наряда. Орнамент на одежды был не только украшением, но и своего рода паспортом и биографией в одном лице. В 20-м веке на смену рыбьей коже пришли обычные ткани, а технология изготовления одежды сегодня почти утрачена.

Халат невесты

Вместе с утратой способа изготовления одежды из рыбьей кожи нанайцы почти утратили еще одну местную особенность — шаманов. На протяжении веков аборигены нижнего Амура верили, что все вокруг имеет свою душу. В науке такой тип религии называется анимизм. Даже когда многие нанайцы приняли христианство, от своих верований они не отказались. Шаманы оставались единственными авторитетными врачами, историками и священнослужителями.

В советские времена, несмотря на линию партии, местные власти закрывали глаза на обряды, которые проводили шаманы.  Тем не менее, шаманизм и камлание тоже почти канули в лету. Молодежь больше интересуют блага цивилизации, а не общение с духами-помощниками. Сами обряды превратились в шоу для туристов, в основном, иностранцев. Местные старики говорят, что в этих плясках не осталось ничего даже отдаленно похожего на настоящее камлание.

По верованиям нанайцев, первый человек был сделан из глины, в этом аборигены Приамурья не далеко ушли от христиан. Даже имя прародителя схоже с библейским Адамом – Адо. Дальше сказания о сотворении мира сильно разнятся. До всесоюзного ликбеза и проникновения материализма даже в отдаленные таежные уголки местные жители верили, что когда-то на небосклоне было три солнца, а вся поверхность земли была покрыта океаном. Солнца светили слишком жарко, океан постоянно кипел и жизнь зародится в таких условиях точно не могла.

Тогда и появился полубог и творец всего живого — Хадау. Он фигурирует во многих приданиях дальневосточных народов. В отличие от греческого Прометея, Хадау не принес огонь, а наоборот погасил. Он убил два лишних солнца из лука. На земле стало прохладней и можно было начинать акт творения. Хадау вытащил из океана сушу, разделил ее на три материка, а потом создал растения, животных и первого человека. Также Хадау наделил отдельных людей даром шаманизма. Сейчас легенды о сотворении мира практически не передаются из уст в уста, как это делали предки современных нанайцев. Предания и мифы сохранились лишь благодаря этнографам.

Сейчас на территории Российской Федерации под данным 2010 года проживают 11600 «людей это земли». Почти все они живут в одноименном районе Хабаровского края. Еще 5300 нанайцев обитают в соседнем Китае. Современные нанайцы практически ничем не отличаются от других жителей России. Основным видом занятий, как и столетия назад, остается рыболовство. Аборигены Приамурья не носят рыбью одежду, не ездят на собачьих упряжках и не собираются на камлание шаманов. Традиционные жилища давно уже заменили привычные для многих россиян дома и многоэтажки, в которых есть канализация, электричество и интернет. Тем не менее, ходят слухи, что в отдаленных таежных поселках еще можно встретить мастерицу, которая владеет секретом обработки рыбьей кожи, есть еще шаманы способны призвать духов и излечить недуг, а местные дети слушают на ночь легенды о Хадау, который спас землю и сотворил все живое.

Показать больше
Кнопка «Наверх»