Антропология. «Викинги» Чукотского моря. Часть 1 : Молодой Дальневосточник
Спецпроекты

Антропология. «Викинги» Чукотского моря. Часть 1

«Однажды в чукотском селении родился умный мальчик. Его с позором выгнали – так появились японцы». Этот старый анекдот как нельзя лучше отражает представление жителей России об обитателях самого восточного региона страны. Характеристика чукчей, как людей глупых и недалеких – одно из самых глубоких заблуждений, которые касаются этого немногочисленного, но гордого и отважного народа.

Две ветви одного народа

По оценке ученых история современных чукчей началась приблизительно 5 тыс. лет назад. Аборигены Чукотского полуострова успешно освоили производство орудий труда из камня и кости и застряли в каменном веке почти до середины 18-го столетия н.э. Немногочисленный народ, разделенный на общины, кочевал по просторам тундры, промышляя охотой и собирательством. Часть чукчей поселилась на берегу моря и переквалифицировалась из охотников на оленей в охотников на морского зверя. Чем заслужила презрение со стороны своих кочевых собратьев. Разделение отразилось не только в образе жизни, но и в языке. Аборигены из тундры именовали себя «богатый оленями», на местном языке – «чаучу». Собственно, это слово трансформировалось в русском языке в «чукча». Жители побережья назывались на своем наречии «морской народ».

Чукчи в древности
Морской народ

Гроза тундры

Общее же название для самих себя чукчи выбрали простое – «настоящие люди». Соседним племенам, по мнению предков современных жителей полуострова, до людей было еще далеко. Поэтому грабить и убивать «нелюдей» было делом привычным. К слову, в этом плане чукчи не выделялись из сотен и сотен первобытнообщинных племен. К тому же, кочевники во всех уголках света всегда были более агрессивными, чем оседлые жители. В те далекие времена основными соперниками и врагами чукчей были эскимосы. Столкновение двух племен происходили настолько часто, что даже при мирной встрече для торговли, проводился ритуал жертвоприношения оленей. По тому, как животные упали, шаманы определяли кто будет первым нападать, если торг по какой-то причине перерастет в ссору. От набегов чукчей страдали не только эскимосы, но и практически все соседние племена. Среди народов Чукотского полуострова луораветланы, как себя именовали чукчи, заслужили славу очень воинственного, жестокого и коварного врага.

Чукотские воины

Сурово, но практично

Суровые условия жизни и ограниченность в ресурсах научили жителей Северо-Востока Евразии довольствоваться малым. Камень, древесина, кости и шкуры животных – вот основные материалы для производства. Образ жизни также накладывал свою специфику. Обитатели тундры в качестве ресурсов для изготовления одежды, жилья и орудий труда в основном использовали оленьи шкуры и кости, жители побережья – те же шкуры и кости, но уже морских животных, в основном моржей, тюленей и китов. В ход шли даже внутренности добытого зверя. Так, к примеру, «морской народ» делал непромокаемые плащи из моржовых кишок. Кочевые и оседлые чукчи активно торговали друг с другом и другими племенами, поэтому различить две ветви чукотского народ исключительно по одежде сложно. Охотник из тундры щеголял в обуви из тюленей кожи, а его береговой собрат носил зимой теплую одежду из шкуры оленя.

Орудия аборигенов Чукотки
Национальная одежда чукчей
Яранга — жилище настоящих людей

Вместе и кита бить сподручней

Именно в специфику региона проживания материальная культура чукчей не отличается большим разнообразием. Все предметы быта практичны и немногочисленны. Исключение – орудия промысла береговых чукчей. Для каждого зверя в ход шли свои виды гарпунов и копий. Особенно примечательной была охота на китов. Для этого чукчи использовали особое орудие. В отличие от большинства гарпунов, оружие на кита полностью изготавливалось из моржового клыка, который зазубривали. К древку промысловики прочно крепили кожаный шнур с 5-ю поплавками из тюленьих шкур. Пыппу, так называются поплавки, находились на некотором расстоянии друг от друга. Группа морских охотников на байдарах выслеживала кита и гарпунила его. Раненное животное, естественно, пыталось скрыться по водой и уплыть подальше. Пузыри из тюленьих шкур всплывали на поверхность и отмечали путь добычи. Промысловики преследовали морского исполина до тех пор, пока покалеченный зверь не выдыхался. После этого охотники добивали раненного кита копьями.

Чукотский морской охотник
Китобой

Духи мне велели

Еще одной интересной особенностью культуры чукчей является вера, что мужчина может стать женщиной, а женщина мужчиной. То есть идеи трансгендерства предки современных чукчей освоили задолго до того, как это стало трендом. Меняли пол в основном шаманы по велению духов. Смена гендера происходила не только внешне, то есть мужчина начинал носить женскую одежду, а женщина – мужскую. Полностью менялось поведение и роль в обществе.

Чукотский шаман-женщина

Постоянная борьба за жизнь привила чукчам традиции и привычки, которые для европейца были немыслимы. В число таких традиций входит обмен женами и эндогамия. И если для жителей мусульманских стран многоженство есть признак достатка, то для чукчей это была суровая необходимость. Выжить в тундре и на берегу северных морей можно было только сообща. Чем больше рабочих рук, тем лучше. Поэтому чукчи руководствовались принципом «много детей не бывает». Также вдовы с детьми не редко выходили замуж за родственника покойного мужа.

Ранее Молодой Дальневосточник писал о сохранении культуры эвенков.

Показать больше
Кнопка «Наверх»